От Нумер Ответить на сообщение
К Нумер Ответить по почте
Дата 21.08.2020 20:57:56 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Re: Документы и...

Здравствуйте
Тут мне подсказали, что отчёт Горбачёва вовсе не Горбачёва, а очень даже Урицкого. Я никак не мог понять, как же так получилось, но сегодня мне выдали как раз отчёт Горбачёва. И он тоже прекрасен. Жаль только, что в бумажном виде, так что пришлось перепечатать его. Не уверен, что правильно разобрал названия населённых пунктов, почему-то именно они были пропечатаны особенно плохо.

РГВА ф.29 оп.49 д.14

доклад председателю РВС тов.Ворошилову об итогах командировки командир-комиссара корпуса ВУЗ МВО ГОРБАЧЕВА в Рейхсвер

л.3
ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ КОМАНДИРОВКИ В РЕЙХСВЕР

С 4 июня по 4 августа 1931 года мы пребывали в частях и школах германского Рейхсвера, с целью ознакомления и изучения, поскольку эту возможность давали сроки нашей командировки, с постановкой учебного дела в Рейхсвере.
Программа нашего пребывания в Рейхсвере была следующей:
а) Участие в полевой поездке офицеров генерального штаба в Силезии ( 10 дней).
б) Присутствие на учениях 12 пех.полка в лагере Ордруф (4 дня).
в) Наблюдение за ходом занятий 2-го артиллерийского полка в лагере Мюнстер (10 дней).
г) Присутствие на занятиях 5 и 6 кавполков 1-й кавдивизии ( 8дн.).
д) Посещение школ: Дрезденской, Ганноверской кавалерийской и артиллерийской (в общей сложности 3 дня).

Полевая поездка в Силезию

Участниками поездки были 24 офицера генерального штаба в чине капитанов и майоров. Руководством игры был Начальник Штаба 2 кавдивизии полковник Бресс[Гресс? Кресс?], которым была выработана и программа полевой поездки.
Участниками полевой поездки разыгрывался вариант первого периода возможной войны с Польшей в районе БРЕСЛАУ-ШВЕЙГНИЦ-ЛЕЙПЦИГ[Лейгниц?]-ХИРШБЕРГ/
Поучительными для нас в этой поездке были следующие моменты:
а) Как я уже сказал, программа игры была разработана полковником Кресс. И уже в процессе игры, несмотря на то, что некоторые из ее участников, принимали решения, не соответствующие программе, - Кресс путем наводящих вопросов, указаний и вводных замечаний, добивался при-
л.4
нятия им уже проработанных решений.
Вообще же замечательным свойством ведения игры и руководства ею было то, что ошибки отдельных участников разбирались не апостариори, а в процессе игры. П-к Кресс, проявляя высокие качества военного руководителя и незаурядную военно-теоретическую сведомленность, построил всю систему руководства игрой так, чтобы офицеры вынесли из знятий максимального много полезных для них сведений и опыт.
б) Замечательная также четкость, выразительность и краткость изложения принятых решений в форме приказа или директивы. Технической особенностью, обусловившей эту быстроту, является то, что Рейхсвером выработаны удобные для пользования трафареты директив, а также это обусловлено и высоким уровнем общекультурной и специальной осведомленности офицерского состава.
в) Характерна и та особенность поездки, что ее участники - офицеры категорий, равняющихся нашим комротам и комбатам, проводили игры за командиров армий, корпусов и дивизий. Естественно, что в условиях обстриженного Версалем Рейхсвера каждый теперешний офицер предназначается, в случае развертывания армии, к занятию более крупных, чем ныне ими занимаемые, должностей, однако, повышение квалификации командиров в таких масштабах должно привлечь наше внимание, как радикальное средство подготовки и воспитания комсостава.
г) Поражает исключительной подготовленностью, организованность и слаженность работы, исключающие элементы спешки, дергания, путаницы и т.п. и способствующие высокой положительной результативности работы.
д) Основной психологической особенностью проведенных игр являлась ярко выраженная тенденция осторожности в проведении операция по прикрытию мобилизации. Повидимому, эта тенденция возникла в результате исторического урока - неудачи удара на Париж через Бельгию, когда немецкая армия, проявив высокие ударные качества, оказалась несостоятельной в маневрировании к обороне, а также логически вытекает из количественного об”ема современного Рейхсвера. Однако, с нашей точки
л.5
зрения “немецкая” “техническая осторожность”, проявляемая руководителями Рейхсвера, заключает в себе опасность, лежащую, как это подтвердили и игры, в неиспользовании исключительно выгодных для удара положений противника.
е) Заслуживает быть отмеченным организация и работа штаба руководства полевой поездкой. В состава штаба входило два майора, ведущих стороны, один капитан, ведущий карту и составляющий схемы каждого из принятых вариантов решений сторон, офицер - организатор транспорта, об”являющий маршруты и организующий питание, и технический аппарат.
Подобная организация штаба значительно облегчала работу руководителя поездки и давала возможность с исключительной тщательностью и полнотой обработать итоги занятий.
ж) Характерно, что от”езд “на местность” для проведения игр даже такого большого масштаба, оказался вполне целесообразным, т.к. процесс игр давал возможность их участникам изучить особенности местности и правильно представлять себе будущее, возможные расположение и маневрирование на ней частей армии.
Как я уже сказал, в полевой поездке прорабатывался один из возможных вариантов первого периода войны с Польшей. Организация частей обоих [так в документе] сторон была немецкой.
Состав сторон был следующий:
Красные - поляки: 6 пехотных дивизий, одна кавалерийская и две ландверных бригады.
Синие-немцы: 2 кавдивизии, две пехотные, одна из них готова частично и одна ландверная бригада, защищающая крепость Бреслау.
Исходное положение было таковым:
Красные - группа Равич, в составе 1-й и 2-й пех.дивизий и одной ландверной бригады, прикрывающей движение дивизий со стороны крепости Бреслау, наступая в общем направлении Фуч-Диери, в районе которых форсировала реку Одер.
Вторая группа, в составе четырех пехотных и одной кавалерийской дивизий, прикрываемых одной ландверной бригадой со стороны крепости,
л.6
группировалась в районе Кеппен, ведя наступление в юго-западном направлении, форсировала реку Одер на участке Брейг-Оппельн.
Задачей обоих групп ставились уничтожение группировки синих в районе Лейгниц-Швейгниц.
Синяя сторона, имевшая задачей прикрытие мобилизации и своих главных сил, группировавшихся по левому берегу Одер-Глогау-Франкфурт, занимала: седьмой дивизией - район Лейгниц; восьмой имевшей один стрелковый полк и полностью могущей развернуться через 2 дня, - Швейгниц; двумя бригадами 1-й кавдивизии крепость Бреслау; 3-я же бригада находилась в движении на Равич, производя разведку; вторая кавалерийская дивизия в районе Брег прикрывала переправу через р.Одер и, наконец, ландверная бригада обороняла крепость Бреслау. (Ход игры и ее результаты исчерпывающе изложены в докладе п-ка Кресса, имеющиеся в IX-м Управлении).
Выводы:
Участие в полевой поездке и наблюдении за процессом разыгрывания различных тем дало нам громадный по ценности материал в областях:
а) Умения предварительной проработки программы занятия по этампам четкого проведения ее в процессе полевой поездки.
б) Организация руководства занятиями.
в) Создания сложных форм боя в процессе игры.
г) Техники оформления принятых решений.
д) Техники учебного использования местности при больших масштабах игры.
е) Системы подготовки командного состава лучшей буржуазной армии Европы.
ж) Умения точного выполнения тех или иных мероприятий в заданные программные сроки, независимо от погоды.
з) Применения в условиях культурного района техники современных армий.
и) Учета насыщенности техническими и огневыми средствами сторон при розыгрыше различных вариантов, проработанных в поездке.
л.7
Занятия 12-го пехотного полка в лагере Ордурф.
С 1 по 5 июля мы присутствовали при занятиях 1-го пех.полка в лагере Ордурф. В программу занятий входило:
а) Стрельба полковой батареи.
б) Инспекторский смотр командиром полка батальонных и полкового взводов связи.
в) Наступление батальона, с приданной артиллерией на обороняющегося противника.
г) Ночное учение на отход.
д) Стрельбы из минометов.
е) Боевая стрельба стр.роты с приданным взводом станковых пулеметов.
ж) Спортивные состязания.
1.
Пехотный полк Рейхсвера построен так, что каждый батальон, входящий в его состав, представляет собой, по сути дела, кадр будущего самостоятельного полка. В батальоне имеется самостоятельные артиллерийский взвод и взвод связи, оркестр. И вообще все хозяйство батальона построено так, что последний может в любое время развернуться в полк.
Артиллерийский ввод, руководимый офицером артиллеристом, в течение зимы учится на деревянных пушках, сделанных с предельной приближенностью к настоящим. Летом же артвзводы батальонов получают из артполка батареи.
Работу батальонного артвзвода мы внимательно наблюдали. Стрельба велась по движущимся танкам, по наступающей пехоте, по огневым точкам и т.п. Результаты стрельбы были вполне удовлетворительны.
2.
Смотр полкового и батальонных взводов связи проиводился командиром полка в плане предполагаемого наступления полка. В действии находились следующие средства связи: телефон (все аппараты индукторные, в батальонных взводах имеются коммутаторы на 20 концов), связ-
л.8
ные собаки (все немецкие овчарки, прекрасно работавшие), по 6 велосипедов на батальонный взвод, светосигнальные лампы, действующие днем на 8, а ночью на 20 км. (каждая светосигнальная лампа обслуживается тремя людьми: приемщик, передатчик и наблюдатель) и лошади.
Полковой взвод связи отличается от батальонного тем, что имеет: 3 радио-станции и 2 пятнадцатисильных мотоцикла. В процессе смотра в действии находилось 7 различных средств связи. 7 средств связи одновременно принимали и передавали распоряжения.
Передвижение на новый пункт производилось быстро. Каждый солдат проявлял хорошее знание управляемых средств связи. Лучшее впечатление производила работа собак и свето-сигнальных ламп.
Характерным свойством Рейхсвера является то обстоятельство, что все музыканты, составляющие 5% к общему составу армии, в то же время являются и связистами. К тому же 60 % музыкантов - унтер-офицеры. Отсюда, естественно, высокое качество работы частей связи.
3.
Показаная стрельба пульроты проводилась с целью ознакомления солдатского состава батальона с различными видами пулеметного огня и их эффективностью.
Были демонстрированы следующие виды огня:
а) Рассеивание в глубину:
Демонстрация этого способа ведения огня была произведена так. Движущиеся мишени имитировали движение роты противника по фронту. Пулеметы вели огонь с вертикальным рассеиванием: один на дистанцию 300-600 мтр., второй - на 600-900 мтр. и третий - на 900-1000 мтр. Падение пуль наблюдалось по поднимаемой ими пыли. Эффективность этого вида огня была очень высокой, т.к. по достижении мишенями зоны вертикального рассеивания огня потери “противника” достигали 50 % к общему составу.
б) Стрельба светящимися пулями для показа траектории на различные
л.9
дистанции (светящимися пулями стреляют преимущественно из старых стволов,, т.к. этот род стрельбы быстро разрушает каналы стволов).
в) Стрельба взвода с закрытых позиций со спорадическим изменением целей.
г) Демонстрация естественного рассеивания легкого и станкового пулеметов при стрельбе в одну точку (как правило - из станковых пулеметов на боевых стрельбах стреляют большими очередями).
д) Демонстрация звукового эффекта стрельбы из легкого и станкового пулеметов.
Необходимо отметить, что немцы хорошо разработали систему и технику применения подвижных мишеней. Так например: если раньше для передвижения мишений имелись постоянные станции со 100-150 сильными двигателями, то теперь в Рейхсвере вводятся специально оборудованные платформы, с установленными на них аппаратами для передвижения мишений. Аппараты представляют собой тали[вали?] с намотанными на них троссами. Три различных величины шкива позволяют регулировать быстроту движения мишеней. В свою очередь аппараты платформы приводятся в движение передачей от вала автомобильного мотора. Сами же мишени установлены на металлических салазках, полозья которых загнуты вперед и назад, что исключает возможность задержек и опрокидывания мишеней. Подобное техническое нововведение безгранично расширяет радиус площади для применения подвижных мишеней и позволяет ими пользоваться при любом рельефе местности.
4.
Смотровое тактическое учение батальона, имевшее темой наступление батальона на обороняющегося пр-ка, проводилось в составе трех рот: двух - наступавших и одной - оборонявшейся.
Новым для нас в этих занятиях было:
а) Передача стрелковых отделений из сковывающего взвода в ударный в самый момент атаки, передача бойцов, вооруженных винтовками, из пулеметных отделений в ударные.
л.10
Предварительная подготовка огневых позиций для пушек, минометов, пулеметов. (ВСе эти огневые средства выдвигаются на позиции только тогда, когда нужно вести огонь До того же они находятся поблизости от заранее намеченных для них позиций. Кроме того перед выдвижением на позиции огневых средства, специальные люди производят необходимые для стрельбы расчеты, записка с которыми прикрепляется к флажку, вывешенному на месте выбранной позиции. Для каждого огневого средства одновременно готовятся 3-4 позиции.
Необходимо отметить, что как пушки, так и пулеметы и минометы снабжены маскировочными сетями, которыми они укрыты во всякое время суток. Маскировка дополняется комуфляжной окраской орудий, повозок, пулеметов и т.п.).
5.
В тактических занятиях на выход из ночного боя, заслуживащим внимание было следующее обстоятельство. В момент отхода частей пулеметы вели огонь по целям, пристреленным днем. В целях же сохранения от поражения своим огнем отходящих частей, каждая группа последних отходила по маршруту, изученному днем. На путях отхода были установлены хорошо видимые ориентиры.
6.
Стрельба минами велась из легких и средних минометов старых конструкций. Однако, немцы нам сообщили, что у них созданы новые конструкции минометов, позволяющие вести огонь на 3-5 км. Из легких минометов стрельба велась боевыми минами, из средних же - учебными (бетонный заряд). Точность стрельбы была вполне удовлетворительной.
7.
Поучительной для нас была боевая стрельба стр.роты с приданными взводом станковых пулеметов. Стрельба велась в плане ликвидации предполагаемого разрыва, образовавшегося между наступавшими ротами, в которых “противник” направил удар силами одной роты. Задачей роты с приданным ей пульвзводом являлось выдвижение в образовавшийся разрыв. Система огня строилась исключительно на станковых и легких пулеметах, причем винтовками была отведена самая скромная роль. Характерно, что немцы вообще считают нецелесообразным вести огонь из вин-
л.11
товок на дистанцию ближе 400 метров при боевых стрельбах.
8.
Спортивные состязания, зрителями которых мы являлись, сколько-нибудь значительного интереса для нас не представляли.
Выводы:
Посещение лагеря Ордруф и наблюдение за протекавшими там учениями дают основание для следующих обобщений:
а) Учебные стрельбы являются прекрасным наглядным методом сообщения солдатам необходимых практических сведений о характере различных видов огня и, следовательно, выработки в них защитных навыков. Особенно полезны стрельбы светящимися пулями.
б) Достойна подражания умелая организация тактических учения, не оставляющая не занятым ни одного человека в частях, привлеченных к участию в занятиях.
в) Чрезвычайно ценен немецкий опыт в области применения имитационных средств в процессе подготовки состава армии. Имитационная техника немецкой армии должна привлечь наше внимание, и в особенности же важно заимствование системы применения движущихся мишеней, создающих полную иллюзию различных видов движения противника.
г) В Рейхсвере очень хорошо поставлено внедрение средств и методов маскировки в различные рода войск и подготовленность в этой области немецких солдат стоит значительно выше, чем в Красной армии.
д) Ценен опыт подготовки связистов и гибкое использование всеми средствами связи.
е) Бросается в глаза. что техническая оснащенность Рейхсвера не выше техоснащенности Красной Армии, однако, управление техникой и ее использование немцами поставлено очень высоко.
Учение 2-го артиллерийского полка в лагере Мюнстер.
Приступая к изложению настоящей темы, необходимо сделать следующее вводное замечание:
В Рейхсвере артиллерия пользуется особенно большим вниманием и попечениями. Каждая батарея современной немецкой артиллерии является
л.12
по сути дела хорошо организованной школой, готовящей кадры для 4-6 батарей на случай войны. С унтер-офицерами и кандидатами в унтер-офицеры проводятся занятия, рассчитанные на подготовку этих категорий, будущих командиров батарей. На учениях унтер-офицеры руководят и в качестве комбатров, ведут все расчеты: роль же офицеров сводится к педагогическим исправлением допущенных в процессе занятий ошибок. Внимание командования Рейхсвера артиллерии характеризуется хотя бы уже тем фактом, что в течение нашего десятидневного пребывания в Мюнстера, четыре видных генерала делали смотр 2 артполку и пятый проверял тактическую подготовку обоза.
На протяжении нашего пребывания в Мюнстере с 10 по 20 июля мы могли проследить за ходом следующих занятий:
а) ночная стрельба батареи;
б) ночная стрельба артдивизиона с измерительным д-ном;
в) стрельба батареи днем;
г) смотровая стрельба дивизиона в условиях подвижной обороны;
д) смотровая стрельба д-на в условиях наступления;
е) маскировка батареи в различных условиях боя;
ж) смотровые учения и проверка тактической подготовки обоза.
1.
Специфическими особенностями подготовки немецкой артиллерии является следующее:
а) Для каждой батареи предварительно готовиться от 2 до 4 огневых позиций в целях дезориентации пр-ка, если бы не были применены свето и звуко-метрические средства местоопределения батареи, ведущей огонь.
б) Батарея с одной позиции ведет одновременно огонь по 3-5 различным целям, что создавая исключительную напряженность работы личного состава артиллерии, способствует и повышению его квалификации.
в) В целях экономии снарядов, при учебной стрельбе огонь ведется в очередь по-орудийно: на одной позиции при команде, подаваемой всей батарее, стреляет орудие, после перемены позиции - другое и т.д.
л.13
Таким образом весь личный состав батареи проходит необходимую подготовку при наименьших материальных затратах.
г) Сообщение необходимых прикладных и теоретических сведений о маскировке личному составу артиллерии производится следующим путем. Специалистом маскировщиком разрабатывается план занятий, по утверждении которого, ему передается батарея, на которой маскировщик и демонстрирует все виды и способы маскировки, как в различных условиях боя, так и на различной местности.
д) Для внедрения необходимых сведений о взаимодействии пехотных частей с артиллерией и о системе работы артиллерии в массы комсостава стрелковых частей, пехотные офицеры откоманировываются на 1-11/2 месяца в артчасти. Здесь, выполняя роль посредников, а также руководителей тактических занятий, пех.офицеры овладевают всеми необходимыми сведениями по вышеуказанным вопросам.
Все учебные и боевые стрельбы немецкой артиллерии производятся в плане определенной широкой тактической задачи. Например, стрельба батареи производится в плане операций батальона, стрельба дивизиона - в масштабе тактической задачи полку, дивизии и т.д.
ж) Все солдаты-артиллеристы: ездовые, номера и обозники, вооружены винтовками. Кроме того, для прикрытия батареи придаются 1-2 легких пулемета.
з) Из всего учебного времени до 40 % его в немецкой артиллерии отводится ночным стрельбам и занятиям.
и) Выработанные планы занятий и стрельб реализуются без изменения темпов и сроков их выполнения, независимо от состояния погоды. Например, двухдневный сильный дождь никак не повлиял на точность выполнения программы нами наблюдавшейся стрельбы 2 артполка.
2.
В процессе занятий полка мы наблюдали ночные стрельбы батареи, дивизиона. Стрельба батареи велась с позиций, намеченных днем; стрельба же дивизиона при выборе, как позиций, так и наблюдательных пунктов, - в ночное время. Огонь велся по вспышкам и корректировался данными измерительного дивизиона.
л.14
Результативность ночного огня была высокой, благодаря хорошему знанию местности, прекрасной работе с картой, точности данных измерительного дивизиона (отклонения от абсолютной точности достигали лишь 8 метров), оснащенности дивизиона собственной метеорологической станцией и тригонометрическим отделением. Причем, чрезвычайно поучительны четкость и планомерность действий всего личного состава, естественно, приобретенные в результате длительной и тщательной тренировки. Не менее показательна и система выдвижения орудий на огневые позиции. При предварительном определении огневых позиций производится тщательное изучение путей, ведущих к позициям, что исключает возможность путаницы и ошибок при движении орудий.
3.
В условиях дневного освещения мы наблюдали деятельность батареи и дивизиона. Дивизионом прорабатывалась в одном случае задача подвижной обороны и отход, в другом же - наступление.
Характерными особенностями дневной работы немецкой артиллерии, проработке задач на отход, было следующее: перед сменой позиции тщательно изучается рельеф местности, в целях определения маршрута, по которому можно было бы скрытно перевести батарею на новые позиции. Переход на новые позиции происходит перекатами. И характерно, что пока батарея отходит в поле зрения своей пехоты, то орудия движутся неспеша. но как только пехота больше не видит орудий, они идут в карьер. Подобную манеру движения орудий при отходе немцы культивируют в своей армии по тем соображениям, что быстрое движение артиллерии в тыл производит деморализующее впечатление на пехоту.
Заслуживает внимания система подачи снарядов передками в условиях действия штурмовой авиации пр-ка. Снаряды имитируется мешками, наполненными. песком. Движение предков рекомендуется вести не колонной, а в одиночку и, как правило, бросками от укрытия к укрытию.
В условиях атаки штурмовой авиации на действующую батарею, немцы считают целесообразным отход личного состава батареи на 400-500 и более метров от орудий. В том же случае, если для подобной операции не остается времени, то рекомендуется, в зависимости от направ
л.15
ления самолета, скрываться от пуль за щитами орудий.
Особенный же интерес в дневной стрельбе немецкой артиллерии для нас представляли движущиеся мишени, прекрасно имитирующие все наступательные экзерции “противника”.
В условиях наступления, как правило, артиллерия действует концентрированно. Переподчинение артиллерии пехотным начальникам допустимо как исключение в условиях, исключающих возможность обеспечить наступление пехоты концентрированными действиями артиллерии.
4.
Интересной была работа измерительного дивизиона, демонстрировавшего звуко-свето-тригонометрические способы определения позиций артиллерии “противника”.
Дивизион составляется из 3 батарей: свето-метрической. звуко-метрической и тригонометрической. Вся аппаратура дивизиона размещена на автомобилях, обладающих большой проходимостью. Личный состав дивизиона отличается высокой технической подготовкой и осведомленностью. В процессе нами наблюдаемых занятий измерительный дивизион начал сообщать данные о предполагаемых артиллерийских позициях противника через 3 часа по получении приказа действовать.
Немцы совершенно правильно определяют роль дивизиона, как средства корпусной артиллерии, т.к. благодаря громоздкости сочетания действий с действиями дивизионного артполка нерационально.
5.
Хотя в в программу наших работ в Рейхсвере не входила задача изучения тактической подготовки обозов, однако, то, что мы случайно наблюдали в этой области, заслуживает быть отмеченным в настоящем докладе.
Смотровое тактическое учение обоза в лагере Мюнстер складывалось из следующих элементов:
а)правильность укладки груза в повозке;
б)проверка умения управлять лошадьми;
в) состояние людей, упряжек и повозок.
Для проверки общей тактической подготовки обоза были созданы
л.16
следующие условия:
а) расположение обоза в лесу и нападение на него взвода разведки противника;
б) движение обоза в условиях артиллерийского обстрела, с последующим фронтальным обстрелом пулеметами и ружейным огнем;
в) движение обоза в лесу без дорог.
Для мен лично было большой неожидонностью это подчеркнутое внимание немцев к состоянию своего обоза. Казалось бы, что в условиях густой сети прекрасных дорог, хорошо развитого авто-транспорта в стране, подобное внимание и заботы об обозе излишни. Однако, этим-то вниманием как раз и подчеркивается то положение, что развитие механической тяги для обозов ни в какой мере не заменяет лошади и что роль лошади в будущей войне будет чрезвычайно важной.
Еще замечательной особенностью немецкого обоза является то, что ездовые повозок вооружены винтовками и, повидимому, на определенное количество повозок имеется легкий пулемет.
Выводы:
Из наблюдения нами работы немецкой артиллерии можно вывести следующее заключения:
Современные части немецкой артиллерии, главным образом, выполняют роль школ по подготовке кадров артиллерии будущей развертываемой армии. Причем, подготовка кадров для тяжелой артиллерии, в силу запрещения ее Версальским договором, производится на легких орудиях.
Чрезвычайно хорошо поставлена учеба офицерского состава. Работа, ведущаяся в этом направлении, достигает высокой степени напряжения, организованности. И, естественно, что результативность работы высока.
Рейхсвером прекрасно учтен опыт артиллерийских боев мировой войны и обобщения, выведенные из этого опыта являются как бы канвой проработки различных тактических задач современной немецкой артиллерией. Особенное же внимание немцы уделяют подготовке артиллерии и борьбе с техническими средствами современных армий.
л.17
Тактические учения 5-го и 6-го кавполков.
1-й кавдивизии в лагере Альтенграбов.
Организационная структора немецкой кавалерии такова.
Кавполк составляется из 5 эскадронов: 4 сабельных и 1-пулеметного. Причем пулеметный эскадрон обозначается, как 4-й эскадрон полка.
На вооружении сабельных эскадронов состоит по 9 легких пулуметов, 5 из которых имеют треноги и прицелых для стрелбы по воздушным целям.
Как легкие, так и станковые пулеметы имеют одинаковые прицелы и приспособлены для ведения огня по самолетам противника на дистанции до 1000 метров.
Кроме 5 эскадронов в составе кавполка входят артиллерийский взвод и взвод связи. Артиллерийский взвод фактически выполняет роль скрытой полковой батареи и принципы его работы теже, что и в описанных нами выше артвзводах стрелковых батальонов.
Характерно, что кавалерист не возит на себе своего вооружения.
Винтовка, шашка, пулемет и треноги приторачиваются к седлам, в особо устроенных для этой цели кожанных гнездах.
Как известно, Версальским договором, авиация Рейхсвера запрещена,но нам пришлось быть свидетелями сопряженных с авиацией в алгере Альтенграбов. В действии находились 5 самолетов системы Сименс-Альбатросс с 35 сильными моторами. Однако, эти занятия для нас ничем не показательны.
2.
С 22 по 30 июля длилось наше пребывание в лагере Альтенграбов. Однако, на протяжении этого времени нам не удалось видеть работы артиллерии в составе целого полка, т.к. к моменту нашего приезда в лагерь большая часть конского состава осматриваемых нами полков болела какой-то горловой болезнью, похожей на кит. 6-й полк был на учениях представлен лишь двумя эскадронами, а 5-й двумя сабельные ми и одним пулеметным.
Состояние лошадей производит блестящее впечатление. И тщательно
л.18
осматривал лошадей, пытаясь обнаружить пороки конечностей (брок, накостники, растяжение сухожилий, наливы и т.п.). Тем не менее мои попытки не дали почти никаких результатов, все лошади очень хорошо сохранены и имеют прекрасный экстерьер.
В программу смотровых учений, проводившихся в нашем присутствии, входило:
а) совместная разведка кавэскадрона с авиацией;
б) нападение на разведывательный ээскадрон штурмовы самолетов;
в) инспекторский смотр эскадрона связи дивизии комдивом;
г) двухсторонее тактическое учение в составе двух эскадронов и взвода артиллерии;
д) выброска эскадрона из главных сил полка в сторону противника.
8.
Из всей программы, разрабатываемой на учениях, заслуживает быть отмеченым: работа пульэскадрона - опыт определния самолетами местонахождения целей, по которым велась стрельба светящимися пулями, для корректирования стрельбы артиллерии по тем же целям и система противовоздушной обороны эскадрона.
Судя по работе пульэскадрона, можно заключить, что подготовка пулеметчиков в кавалерии поставлена значительно выше, чем в пехоте. Организация стрельб, .в том числе и сложных. очень хорошо налажена.
Мы пронаблюдали ночную стрельбу, проведенную без предварительной дневной подготовки. В процессе стрельбы, даже в мелочах, сказывалась хорошая натренированность личного состава. Также хорошо велась стрельба через головы и в промежутки. Для стрельбы через головы дают особые патроны, пригодность которых для такого рода стрельб гарантируется патронным заводом. Кроме того, подобная стрельба ведется только из новых стволов.
Опыт определения самолетами огневых точек противника производится так. Пулеметных взвод днем вел стрельбу светящимися пулями. Самолет по падению пуль определяли воображаемые огневые точки противника и корректировали стрельбу артвзвода, по этим точкам. Каковы были резул
л.19
таты этого опыта и удался ли он вообще нам не сообщили.
Система противовоздушной обороны эскадрона построена таким образом. Каждый эскадрон имеет наблюдателей за воздухом, держащих зрительную связь сигналистом. В случае воздушной тревоги эскадрон расчленяется на отделения. Пять противовоздушных пулеметов устанавливаются на треноги и открывают огонь по самолетам противника. В дальнейшем, в условиях воздушной атаки, эскадрон продолжает движение в расчлененном порядке, занимая до километра по фронту и в глубину, быстро проскакивая открытые пространства.
Выводы:
Во всех наблюдавшихся нами кавалерийских занятиях резко выступают следующие особенности немецкой кавалерии:
Кавалерия не ведет конного боя ни в каких подразделениях и в этом направлении не проводится никакой тренировки. Конь же служит не средством боя, а лишь средством передвижения.
Иначе говоря, немецкая кавалерия в ее соврменном состоянии явяется не более, как ездящей пехотой, причем пехотой, за исключением пулеметчиков, далеко не полноценной.
Сбережение конского состава и конная подготовка бойцов посталвена исключительно высоко. Подготовка же владению шашкой никакого значения не уделяется.
Хорошей организацией и работой отличается эскадроны связи дивизии.
Немецкие военные лагеря.
Посещенные нами лагеря Мюнстер и Альтенграбов, судя по сведениям, сообщаемым нам немцами, пожалуй якляются типичными немецкими лагерями. Легери не принадлежат частям, а являются как бы самодовлеющими военно-хозяйствеными организациями, служащими для армии учебными пунктами в летнее время. Лагерь подчинен коменданту - полковнику, в распоряжении которого находится 10 военнослужащих и до 200 вольнонаемных. Лагерные мастерские изготавливают мишенное и прочее потребное для занятий оборудование по планам частей. Казармы в лагере
л.20
каменные 2-3 этажные. Каждый лагерь имеет пруд для плавания; там же, где по территории лагеря протекает река, устроены специальные купальни, оборудованные для преподавания плавания всему личному составу части, находящийся в лагере. Также имеются манежи и благоустроенные просторные плацы. Но, что всего интересней, так это то, что немецкие лагери представляют собой хорошо организованные, рентабельные сел.хоз экономии. В целях увеличения своего бюджета, лагери имеют стада овец от 2 до 5 тысяч голов, берут наряды на прокладку шоссейных дорог, сдают в аренду не использываемую для военных занятий землю, принадлежащую лагерю и организуют ряд других хозяйственных мероприятий, укрепляющих финансовое положение лагерей. Всей работой и хозяйственной деятельностью лагерей единолично распоряжаются коменданты.
Поседение военных школ.
В промежутках между поседениями лагерей, нам была предоставлена возможность ознакомления с постановкой учебного дела в Дрезденской пехотной, Ганноверской кавалерийской и артиллерийской школах.
Специальный подбор юнкеров
Основным контингентом учащихся немецких военных школ являются выходцы из военного дворянства. Особое предпочтение при приеме в школы отдается родственникам бывших крупных военных вождей, вроде Маккензена, Блюхера. Представителям других общественных слов вход в школы почти закрыт и дается исключение только тем не дворянам, родители которых имели крупные заслуги в период мировой войны. Естественно, что для представителей крупной буржуазии вери военных школ будут в любое время любезно открыты. Но капиталисты с удовольствием перепоручают роль водителей “пушечного мяса” стоящей у них на откупе аристократии.
Ввиду ограниченного количества учащихся в военных школах Рейхсвера, всего около 400 чел., при приеме в школы проводится самый тщательный отбор, даже из числа тех, кто по социально-политическим признакам отвечает требованиям по приему в школу.
л.21
Как нам сообщили, принимается один человек из двадцати желающих.
Также очень тщателен и физический отбор: с ростом менее 1 м.65 см нельзя быть юнкером.
Сроки пребывания в школах и система комплектования.
Школы непосредственно комплектованием не занимаются. Эту задачу разрешают полки. В течение полутора лет отобранные для поступления в школы проходят в качестве солдат в полку подготовку под руководством одного из лучших офицеров полка. Прием в военные школы проводится по программе технического университета. Это условие исключает необходимость заниматься с юнкерами общеобразовательными предметами и позволяет полностью нагрузить их изучением военных дисциплин. Срок учения юнкеров равняется 3 ½ годам, в которые входит полуторогодовая подготовка в полку, один год прохождения пехотной подготовки в Дрезденской школе и год, для кавалеристов и артиллеристов, прохождения специальных дисциплин в соответствующей школе. Помимо прохождения военных дисциплин, каждый юнкер в обязательном порядке изучает один из иностранных языков.
По окончании школы юнкера в офицеры не производятся, а направляются в распоряжение полков. И, уже по ходатайству командиров полков, получают производство в офицеры. Кроме того, при производстве юнкеров в офицеры учитывается успешность прохождения курса тем или иным юнкером: были случаи, когда юнкера, недостаточно успешно окончившие школы, ждали производства в офицеры по 1 ½ года.
Учебная обстановка.
Каждая школа имеет по 2-3 больших манежа, большие спортивные залы, стадион и ипподром для физических и конно-спортивных занятий, пруды для плавания. Дрезденская школа даже искусственный бассейн с постоянной температурой воды в 24 градуса. Почти в каждом классе установлен экран, на котором демонстрируется или учебно-показательные фильмы или проекционным фонарем диапозитивы. Для обслуживания занятий в классах при школах имеются по 2-3 киноаппарата. В целях облегчения
л.22
изучения авто-дела при школах имеются лаборатории, оборудованные моделями новейших конструкций автомобилей и мотоциклов, как разобранном виде, так и в разрезе. Для показа мотора в действии и, следовательно, взаимодействия его частей имеются модели, приводимые в движение электромоторами.
Каждый юнкер снабжен велосипедом, мотоциклом и лошадью. Для выезда всего состава школы на полевые поездки являются автобусы.
Также не редко в классах установлены аппараты для изучения управления верховой и упряжной лошадьми.
Преподавателями школ работают лучшие офицеры генерального штаба. Занятия ведутся в течение 5 дней в неделю по одному часу в день на преподавателя. Шестой день недели отводится для поездки преподавателей со своей группой в поле. Курсовые же офицеры ведают строевой подготовкой, конными занятиями и ведут воспитательную работу с юнкерами.
Для практической работы юнкеров при школах имеются специальные части. Так, при Дрезденской школе - дивизион кавалерии и роты пехоты со всеми техническими средствами, при артиллерийской - учебный артдивизион и при кавалерийской- учебный кавзвод.
Оружие, аппаратура и учебные пособия чистятся, убираются и наблюдаются специально приставленными для этого людьми. Таких лиц, обслуживающих юнкеров, приходится, в зависимости от школы, 4-6 чел. на юнкера.
Необходимо отметить, что военными школами проводится громадная работа по переподготовке офицерского и унтер-офицерского состава Рейхсвера, в особенности специалистов. Для переподготавливающихся имеются специальные преподавательские группы. Работу по переподготовке не ведет только Дрезденская школа, считающаяся перегруженной (первый курс - 180, второй - 80 чел.).
Бытовые условия.
Бытовые условия, предоставляемые школами юнкерам, повидимому, не оставляют желать лучшего. На каждые 3 чел. отводится две комнаты.
л.23
дна для сна и другая для работы, обставленная рабочими столами, гардеробом и настольными лампами. Уборка комнат, чистка обуви и одежды производится специальными людьми. Все школы имеют горячие и холодные души и хорошо оборудованные ванные.
Выводы:
Даже в течение кратковременного пребывания в немецких военных школах резко бросались в глаза следующие особенности их постановки:
Исключительное внимание к обеспечению юнкеров максимумом условий, гарантирующих полную успешность прохождения учебных курсов.
Умелая организация учебы и обеспечение ее высоко качественным преподавательским составом.
Положительное влияние, оказываемое на подготовленность юнкеров к учебе системой комплектования школ частями армии и предварительной подготовкой будущих офицеров непосредственно в строю.
Настойчиво и умно проводимая подготовка будущих офицеров к решению ими военно-политических классовых задач.
Более совершенная организация учебы в пехотной и артиллерийской школах и менее совершенная в кавалерийской.
Заключение:
Конвульсивная деятельность буржуазной военно-теоретической мысли, ищущей рациональные формулы новой организации современных капиталистических армией, не минула своим влиянием Рейхсвер.
Концепция Секта о решающей роли в будущей войне малых наемных профессиональных армий, до предела насыщенных новейшими тхеническими средствами, пользуется большой популярностью среди офицерства немецкой армии.
Однако, в действительной интерпретации практических военных деяний Рейсвера, очень хорошо учитывающих и отрицательные и положительные опыты применения массовых армий в мировой войне, доктрина Секта претерпевает значительные изменения.
Если Сект держится той точки зрения, что “Целью современной стратегии является необходимость добиться военного решения силами ма
л.24
лой профессиональной армии до того, как массы придут в движение”, то руководители Рейхсвера отводят профармии роль прикрытия в первые приод войны, а в последующем ее развитии - политического цементирования будущей массовой армии. Вся система подготовки Рейхсвера строится под знаком разрешения этой задачи, свидетельствующей о том, что немецкий генеральный штаб не мыслит будущей войны без создания массовой армии, но в то же время прекрасно учитывает ее опасность для капиталистической системы. Отсюда логически вытекает тенденция парализовать социально-политические осложнения, имманентно присущие всякой капиталистической массовой армии, путем создания классово-подобранных и, следовательно, политически благонадежных командных кадров, начиная с нисших звеньев. Таким образом, теперешний Рейхсвер и им готовящиеся кадры - суть политический костяк будущей массовой армии.
Правда, само понятие массовости армии приобрело специфический оттенок, отражающий боязнь быстрого револционизирования армий, подобных участвовавшим в Мировой войне. Немцы считают, что будущая массовая армия, благодаря ее высокой технической оснащенности, будет в несколько раз малочисленной германской армии периода 1914-18 г.г. Надо сказать, что немецкая философия будущих войн и армии имеет зияющие логические провалы и разрывы, заполняемые софистическими натяжками и обобщениями, подобными вышеприведенному. Практическая же реализация теоретических построений проводится в плане строгой системы целеустремленности.
В Рейхсвер в качестве солдат принимаются почти исключительно представители кулацкой прослойки немецкой деревни и городской мелкой буржуазии. Обязательным условием для поступления в армию считается представление рекомендации от полиции, пастора и для горожан еще магистра и беспартийность - “отсутствие каких бы то ни было политических убеждений” (о приобретении их в последующем позаботится сам Рейхсвер). Безработные в армию не принимаются совсем, кем бы их лояльность существующему правопорядку ни была гарантирована. И, ествественно, что политическая устойчивость солдатского состава современ-
л.25
ного Рейхсвера отвечает полностью требованиям капиталистической системы.
Как я уже писал выше, офицерство и юнкерство Рейхсвера преимущественно дворяне. Командованием Рейхсвера созданы для них условия, способствующие не прекращающемуся росты их специальных знаний.
Поистине каждого немецкого офицера можно назвать высококвалифицированным военным специалистом. Цельность классового миропонимания офицеров и юнкеров сохраняется в Рейхсвере и исключительной тщательностью, путем изоляции их от широкой общественно-политической жизни страны, культивирование сугубо кастовых условий общежития и взаимоотношений, и, наконец, прямым запрещением участвовать в каких-либо политических кампаниях многочисленных немецких партий. Также хорошим изоляционным средством против проникновения “вредных” политических влияний в Рейхсвер является из”ятие военнослужащих из участия в выборах в Рейхстаг и ландтаги. Лейтмотивом же “политической подготовки солдат, офицеров и юнкеров является культивирование в них рафинированного патриотизма”.
Говоря же о практическом значении дял нас нашей командировки в Рейхсвер, необходимо отметить, что поездка со всех точек зрения представляла большой интерес. Все, что мы видели в Рейхсвере, дало нам критерий для проверки не только чисто армейских, но и персональных качеств, так и недостатков.
Нового из области технического оснащения армии, мы ничего не увидели, за исключением измерительного дивизиона в артиллерии. Но необходимо констатировать, что немцы усвоили технику и управляют ею неизмеримо выше нас. Также очень поучительна добросовестность и четковть выполнения своих обязанностей всеми звеньями начсостава и большая ответственность за порученное дело. Особенно же. что требует с нашей стороны самого пристального внимания, так это постановка и система учебного дела в немецкой армии и исключительное внимание к командиру и учащемуся и бережливое отношение к материальной части.
Предложения:
Собранный и проанализированный мною материал, почерпнутый из
л.26
командировки в Рейхсвер, позволяет внести мне на Ваше рассмотрение, товарищ Народный Комиссар, следующие предложения по укреплению РККА:
В целях систематического повышения специальных знаний начсостсава обязатель каждого командира, по достижении им 5 или 6 категорий, держать испытание на поступление в Академию РККА. Лиц, не выдержавших испытаний, обязать держать их вторично.
Это мероприятие обеспечит комплектование Академии лучшими и способнейшими командирами, а также послежит толчком к массовому росту военно-теоретического уровня начсостава.
Учитыва прогрессивно повышающийся из года в год обще-культурный рост населения нашей страны, в особенности молодежной его части, а также растущую потребность армии в высоко-квалифицированном среднем командном составе:
а) установить прием в нормальные военные школы с урочнем знаний не ниже курса 7”ми и 9-ти летки;
б) срок прохождения курса нормальных школ, независимо от их специальностей, сократить до 2 лет;
в) функции комплектования нормальных школ передать полкам, установив систему прикрепления полков к школам по линии формирования;
г) ввести в систему одногодичную подготовку будущих курсантов нормальных школ в полковых школах, где они (курсанты) должны получить звание младших командиров, пополнить знания общеобразовательных предметов до нормы, требуемой для поступления в нормальные школы.
Подобная система воспроизводства кадров среднего комсостава РКК дает следующие положительные результаты:
а) сокращение сроков, потребных для создания новых кадров комсостава до двух лет;
б) предварительное ознакомление будущих командиров с условиями службы в армии и необходимую военную подготовку, которой так часто недостает ныне вновь вступающим в нормальные школы;
в) участие в создании новых командных кадров всей армии и, следовательно, всех районов страны, в противовес ныне существующему по-
л.27
ложению, когда школы комплектуют свои составы из ближайших к ним районов;
г) исключение необходимости развертывания дополнительных формирований дя ликвидации некомплекта комсостава.
3. Сконцентрировать руководство ВУЗ”ами в масштабах одного ведомства, ликвидировав излишние в этой области ведомтвенные средостении.
4. В целях повышения эффективности учебы в нормальных школа необходимо провести следующие мероприятия:
а) довести до нормы кубатуру школьных общежитий, классов и лабораторий, а также пересмотреть существующие нормы кубатуры школьных помещений, в сторону их увеличения до пределов, обеспечивающих наиболее успешную работу учащихся;
б) необходимо в кратчайший срок осуществить строительство при каждой школе стрелковых тиров и манежей, обеспечивающих высоко-качественную стрелковую и конную подготовку будущих командиров;
в) увеличить подбор преподавателей школ за счет лиц, окончивших высшие учебные заведения: в целях же повышения эффективности преподавания, пересмотреть в сторону снижения нормы загрузки предподавательского состава;
г) освободить школы от ведения ими переподготовки начсостава запаса, студентов и т.п., т.к. переподготовка, отнимая много времени у преподавательского и начальствующего состава школ, естественно, снижает качество учебы.
5. Организовать краткосрочные курсы (2-3 месяца) для подготовки комсостава не ниже комбатов, комдивизионов и комполка в области маскировочного и химического дела.
6. Увеличить количество ночных тактических занятий и маршей, а также ввести в систему ночные боевые стрельбы.
п.п. КОМАНДИР-КОМИССАР КОРПУСА ВУЗ МВО - ГОРБАЧЕВ


АРБА, ВЕРБЛЮД и ИШАК НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТЕЙ